Профессия месяца. Маркетолог.

Совсем недавно завершилось, пожалуй, самое масштабное мероприятие года в сфере маркетинга и рекламы в Узбекистане. Очевидцы, гости,  и участники 3-й международной недели ADWEEK-2019 отмечают невероятные сдвиги и достижения в этой сфере в Узбекистане. А профессию маркетолог можно  уверенно назвать одной из самых трендовых сегодня.

Что такое маркетинг? Где обучают этому мастерству и как сделать правильную рекламную кампанию? Поговорим об этом и не только с обладателем награды «Личность года» по версии ADWEEK-2019, директором по маркетингу интернет-магазина LeBazar Азизбеком Юсуфовым.

Как я открыл для себя маркетинг

С пятого класса я мечтал стать банкиром и после окончания школы поступил в Финансовый институт на факультет Банковское дело. После первого курса в обязательном порядке все студенты отправляются на практику в Народный банк. Пройдя там небольшую практику, раз и навсегда понял, что работа в банке – это не моё.

Со студенчества играю в игре «Что? Где? Когда?» (прим.ред.: сегодня Азизбек Юсуфов – член правления международной ассоциации клубов, региональный представитель «Что? Где? Когда?»). Знакомый по игре ещё на первом курсе института попросил его подменить в связи с тяжёлой болезнью в одном проекте. Это был франшизный проект «Выбор года». Понятное дело я был больше на подмоге, но это был мой первый вход в мир маркетинга. Мы общались с представителями брендов, рекламщиками…Мне понравилось! Потом стал изучать информацию, прочёл кейс об образе Санта-Клауса и компании Кока-Кола. Если бренд, грубо говоря, поменял мир с помощью одной рекламной кампании, то маркетинг – это реально круто!

О работе с Джахонгир Абидовичем

Позже мой другой знакомый предложил пойти на собеседование в компанию, которая на тот момент искала молодых, амбициозных ребят. Я спросил друга, что за компания, он ответил: «Не знаю, окна, кажется, делают»

Приехав в офис компании, импозантный мужчина средних лет спросил к кому мы… Мы ответили, что мы молодые и перспективные ребята и нам к такому-то человеку. Мужчина провёл нас в кабинет, не представившись, пообщался с нами и спросил, когда мы можем приступить к работе. Мы удивлённо спросили, не нужно ли нам пообщаться с руководителем компании. Мужчина ответил, что он и есть руководитель. Компания называлась «Акфа», а человек, которого мы встретили – действующий хоким Ташкента Джахонгир Артикходжаев. Так я приступил к своей работе в «Акфа».

Первое время из меня пытались сделать финансиста, учитывая моё профессиональное образование. Но мне это было немного в тягость до того момента, как нам понадобилось организовать выставку, и я принимал непосредственное участие в этом деле. У нас это отлично получилось. Вообще работать под начальством Джахонгир ака было удовольствием и получением огромного опыта. Я до сих пор говорю на своих лекциях, что Джахонгир Артикходжаев – наикрутейший маркетолог. Те вещи, которые он придумывал тогда, до сих пор не могут придумать некоторые маркетологи.

Мы делали очень крутые вещи, но не знали, что это называется маркетингом. Проработал в компании «Акфа» я один год, после чего на меня вышел Анвар Валиджанович Юлдашев и задал мне очень простой, но решающий для меня вопрос: «Кто ты по профессии?» Я стал перечислять свои обязанности на работе, на что он повторил свой вопрос. Я не смог ответить, но вдруг осознал, что профессии как таковой не имею. Да, я горжусь, что окончил финансовый институт, я горжусь своими преподавателями, но я понял ещё тогда, что знания мне необходимо получать на практике. Я пошёл работать к Анвару Валиджановичу, работал в реклама сервисе, в пиар подразделении, в крупнейшем операторе наружной рекламы JCDecauxUz.

Ушёл с «Акфы»  только чтобы получить профессию маркетолога

Позже был опыт построения собственного бизнеса, но здесь мне, мягко говоря, не повезло с партнёром…

Как пришел в Digital

В 2014 году я стал работать в компании «Imkon plus», параллельно продолжая работать над собственным проектом. В компанию «Imkon plus»  пришёл на должность маркетолога, будучи уверенным, что это моя профессия, и я определённо могу претендовать на эту должность. Проработав около 3 лет на должности директора по маркетингу, позже, совмещая её с должностью коммерческого директора, могу с уверенностью сказать, что поработал на славу, как на свою, так, надеюсь, и на славу компании. В принципе компания «Imkon plus» один из крупнейших игроков на рынке всего FMCG  и крупнейший производитель мороженого в Узбекистане. Мы сделали много очень интересных вещей в компании, выстроили свою дистрибьюционную сеть, провели массу исследований.

В 2017 году на меня вышел Батыр Арифжанов, это основатель LeBazar и предложил перейти в компанию-старт ап. Первое предложение поступило летом, в разгар сезона, я не мог подвести людей и, конечно же, отказался. Осенью 2017-го поступило повторное предложение, и тогда я уже согласился. С тех пор, вот уже полтора года работаю в интернет магазине LeBazar.

Почему перешёл LeBazar? Я чётко отслеживаю тенденции в мире маркетинга. В один прекрасный момент я понял, что будущее за digital технологиями. Всё слишком быстро меняется, и если ты не будешь «digital», то станешь «game over».

И легче всего понять, что происходит в digital, работая в технологической компании, и LeBazar даёт такую возможность, это первый момент… Второй момент, я люблю серьёзные вызовы… Старт ап для меня – это серьёзный вызов, это тот продукт, который может поменять сознание людей…

Моя жена, когда заканчивается тот или иной продукт, например молоко, говорит: «Надо заказать!»

Моя цель – поменять сознание людей от «надо купить» до «надо заказать»! А в перспективе, когда у нашего клиента дома заканчивается молоко, в течение 10-15 минут к нему приходит сообщение или пуш-уведомление: «Уважаемый … в какое время Вам удобно, чтобы мы доставили Вам молоко?»

Про ADWEEK

ADWEEK-2019  –  это просто «космос»… Я имел частично организаторское отношение и больше – в качестве участника. Преклоняюсь перед командой Национального маркетингового центра во главе с Диёром Мирзаахмедовым за то что они сделали… Невозможно оценить эту колоссальную работу.

Я минимум 3-4 раза в год летаю на различные международные конференции по маркетингу, мне есть с чем сравнить. И могу с уверенностью сказать, что не каждая российская конференция может похвастаться такими участниками и спикерами. Это были признанные маркетологи СНГ: Андрей Себрант, Андрей Федорив, Илья Балахнин, Влад Деревянных, Ксения Лукечева. У них есть чему поучиться.

Мы – люди одной профессии, собрались на одной площадке, общались, перенимали опыт. В Узбекистане такого, однозначно, не было.

У нас много людей сегодня, которые называют себя маркетологами, но таковыми не являются. Ни в коем случае не хочу сказать, что я гуру маркетинга, я учусь до сих пор. Но делая некие глупые вещи на рынке, и говоря глупые вещи, они обижаются потом на своих учредителей, почему те их не уважают… Даже тема моего выступления: «Эффективность в маркетинге, или почему учредители не уважают маркетологов».

Я неспроста затронул эту тему, я основывался на опыте преподавания на курсах маркетинга, где один из самых частых вопросов был: «Как нам сделать так, чтобы нашу работу уважали?»

Когда мы говорим о владельце бизнеса, мы понимаем, что когда он тратит на оборудование компании свои деньги, он считает, что он инвестирует, когда же речь идет о маркетинге, многие владельцы компаний не считают это инвестицией, а считают это расходами компании. Тогда, когда маркетинг – это не расход, а инвестиция, и задача маркетолога, в первую очередь, правильно донести это руководителю, а позже отчитаться, сколько он в рекламную кампанию инвестировал, и сколько он потом на этом заработал.

Маркетинг в Узбекистане сегодня

Большинство рекламных кампаний, что проводятся у нас сегодня, не рассчитаны на долгий период, на то, чтобы менять сознание людей, как в случае с компанией Кока-Кола, например. Да таких можно назвать сотни за рубежом… У наших есть цель – заработать здесь и сейчас, поэтому вкладываются в те маркетинговые активности, что моментально принесут доход и подстраиваются под то, что сегодня нравится людям.

 О семье…

В нерабочее время у меня есть более глобальный проект – моя семья! Стараюсь всё свободное время проводить с семьёй. Пятилетнего сына считаю равным себе человеком, стараюсь общаться на равных. Осенью мы вдвоём, без мамы, поехали в Европу. Как два друга. Правда, груз ответственности я осознал позже, но, тем не менее, мы очень хорошо провели время.

Беседовала: Камила Алиева

Фото: Даниэл Георгадзе

Использованы материалы www.adweek.uz

Благодарим за содействие в организации съёмки Black Bear Gourmet!