Развитие речи ребёнка до 3-х лет

Самым важным этапом развития речи является ранний возраст – от 0 до 1 года. Именно в это время развивается речь. Ребёнок учится общаться с момента появления на свет.

0-2 месяца. Крик и плач становятся первой формой коммуникации ребёнка. Своим криком он сообщает, что голоден или ему холодно. В первые месяцы ребёнок привыкает к речи окружающих, распознаёт голоса, реагирует улыбкой на знакомый голос.

2-3 месяца. Ребёнок начинает гулить и агукать сам с собой, играя со своими ручками и игрушками. Появляются первые звуки «а», «у», «ы», «г». Малыш учится понимать обращённую к нему речь и начинает управлять своими звуковыми интонациями.

3-6 месяцев. Ребёнок начинает лепетать и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову и улыбается в сторону звука. Плач становится разнообразным, в зависимости от потребности «голод», «усталость», «веселье». Уже знает и реагирует на своё имя.

6 месяцев. Появляются первые слоги «ма», «ба», «га». Ребёнку нравится произносить их, особенно если родные разговаривают с ним, он понимает, что тоже надо отвечать. Малыш может разговаривать с мамой и другими членами семьи, а также может разговаривать сам с собой в процессе игры.

7-9 месяцев. У ребёнка формируются комбинации слогов. Лепет усложняется, ребёнок начинает произносить одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

9-11 месяцев. Развивается звукоподражание. Ребёнок учится повторять за взрослыми. Откликается на своё имя, понимает значение слова «нет».

11-13 месяцев. На этом этапе речевого развития появляются первые осмысленные слова «мама», «баба», «папа». Ребёнок всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи окружающих, повторяет, комбинирует звуки. Начинает озвучивать действия «ням-ням», «би-би», «бух». Понимает и выполняет односложные инструкции «садись», «дай», «на». Качает головой, когда хочет сказать «нет», машет ручкой «пока-пока», использует звуки и жесты для привлечения внимания.

13-18 месяцев. Малыш с лёгкостью повторяет часто слышимые слова. В речи ребёнка до двух лет словарный запас составляет от 20 до 50 несложных слов. Малыш знает части тела и показывает их. На некоторые вопросы, такие как «где машинка?», «что это?», «кто это?» может ответить словами или жестами. Ребёнок любит слушать сказки и показывает пальцем  картинки по просьбе.

2 года. Появляются первые предложения. Малыш легко соединяет простые слова: «Где ляля?», «Мама дай!», «Хочу пить!». Может выполнять простые инструкции из двух последовательных действий: «Возьми кубик и положи в коробку!». В речи ребёнка появляются прилагательные, предлоги и местоимения. Расширяется словарный запас до 150-200 слов.

В 3 года заканчивается период раннего детства, и ребёнок употребляет в речи предложения из 3 и более слов. Знает простые цвета, различает размер большой — маленький, запоминает и узнаёт любимые сказки, истории, звуки и мелодии.

 

Пассивный и активный словарь 

У ребёнка сначала формируется пассивный словарь — это именно те слова, которые он знает и понимает, но пока не произносит их. Если мама просит: «Покажи мишку!», малыш показывает, но сказать «Это мишка» пока не может. Иногда бывает так: ребёнок хорошо развивается, показывает правильно картинки, понимает обращённую речь, но не говорит сам! Только отдельные слова. В это время формируется пассивный словарь.

Активный словарь – это слова, произносимые непосредственно малышом. Активным словарём ребёнок начинает пользоваться с года и постепенно он растёт. Бывает такое, что малыш сказал слово, а мама не учила его с ним и думает: «Откуда мой ребёнок знает это слово?». А это всё работает пассивный словарь, ребёнок слышал это слово от бабушки или дедушки и с лёгкостью его выдал, когда научился говорить.

Речевое развитие ребёнка зависит от его окружения, то есть от родителей. Какую речь слышит ребёнок, такую речь и будет воспроизводить. Поэтому если хотите чтобы малыш вовремя и правильно начал говорить, говорите с ним правильно и всегда.

Всегда проговаривайте все действия: во время кормления, купания, одевания и раздевания, во время прогулок. Обязательно отвечайте на гуление и лепет ребёнка, подражайте и повторяйте его звуки.

Разговаривайте с ребёнком в течение дня, читайте яркие и красивые книжки каждый день. Учите имена близких и названия окружающих предметов, заучивайте короткие стихи и потешки. Обращайте внимание ребёнка на издающие звуки объекты – транспорт, птицы, животные, музыкальные инструменты.

Хвалите ребёнка, когда он сам начинает диалог. Используйте описательный, а не повествовательный стиль общения, например: вместо фразы «Посмотри, едет автобус!», говорите «Посмотри, на той стороне дороги едет автобус. Он большой и везёт много людей!». Старайтесь детально и красочно описывать малышу всё, что он видит и слышит.

Играйте с ребёнком. Игровая деятельность очень стимулирует речевое развитие. Помимо игры включайте ребёнка в реальное взаимодействие с окружающим миром. Например, просите ребёнка помочь по хозяйству. Так годовалый малыш может помочь собрать игрушки, вытащить и повесить свои вещи после стирки.

Проговаривайте все его действия и благодарите за помощь. Задавайте ребёнку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.

Обязательно поддерживайте малыша во всех начинаниях и хвалите даже за незначительные успехи.

 

Венера Джуманова