Yves Saint Laurent: «Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче».

Биографию великих кутюрье нужно знать хоть и не наизусть, но хотя бы иметь представление о жизни и творчестве, великих открытиях в мире моды, которые сегодня кажутся для всех сами собой разумеющимися частями гардероба.

Редакция LQ в этом Вам поможет! В этой статье мы расскажем об Ив Сен-Лоране, а также посоветуем Вам фильмы и книги о жизни кутюрье.

Ив Анри́ Дона́ Матьё Сен-Лора́н — французский модельер, который царил в мире высокой моды с 1960-х до конца 1980-х годов. Современные девушки должны быть благодарны Ив Сену за кожаные пиджаки, высокие сапоги и брючные костюмы, которые на сегодняшний день как никогда актуальны. Лоран был первым, кто пригласил темнокожих манекенщиц для участия в показах мод своих коллекций.

 

«Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего её мужчины. Но для тех, кто лишён такого счастья, есть Я».

 

Детство и юность Сен-Лорана прошли в кругу семьи. В Оране будущий модельер учился сначала в колледже, затем в лицее. Рисовать начал в 8 лет, в 11 лет увлёкся театром, а в 14 лет он начал делать домашние кукольные постановки: рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок, которые сам раскрашивал. Шить в то время Сен-Лоран ещё не умел, и его костюмы для кукол были склеенными.

 

«Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот».

В 1953 году Ив приехал в Париж, учиться на курсах рисования «от кутюр». Тогда же была одержана и первая творческая победа, определившая судьбу 17-летнего Ива — его маленькое чёрное платье для коктейля получило первую премию на конкурсе, организованном Международным секретариатом по шерсти.

В 1955—1957 годах модельер работал в Модном доме Кристиана Диора, был одним из его ассистентов. После неожиданной смерти модельера 24 октября 1957 года, 21-летний Сен-Лоран, чьё имя стали писать как St. Laurent (с фр. — «Св. Лаврентий)», был назначен художественным руководителем Дома Dior. В январе 1958 года он выпустил первую собственную женскую коллекцию для этого дома.

Спустя год коллекция верхней женской одежды была представлена в Москве, став первым Домом моды, представившим французскую моду в СССР. Через два года модельер был призван на военную службу и отправлен на фронт в Африку, где через 20 дней с ним случился нервный срыв, и Сен-Лоран был демобилизован.

Ив понимал, что может создать свой Дом моды и покинул пост в Christian Dior.

Yves Saint Laurent был основан самим дизайнером и его партнёром Пьером Берже в июле 1961 года. В ноябре Сен-Лоран и Берже договорились об инвестировании 700 тысяч долларов с бизнесменом Маком Робинсоном в обмен на 80% компании. Первая коллекция YSL была показана в январе 1962 года. Логотипы для Дома разработал в 1963 году А. М. Кассандр.

Ив Сен-Лоран в своём модном доме выпустил ряд легендарных вещей: платье «Мондриан», женский смокинг Le Smoking, куртки-сафари и прозрачные платья. Лоран перевернул мир моды в 1960-х и 1970-х своим новаторским сочетанием мужского и женского, высокого и низкого, классического и авангардного. Именно он одел женщин в брючные костюмы, сделал повседневными военные формы и национальные костюмы, и принёс дизайнерский прет-а-порте в массы.

 

«Я всегда пытался показать, что мода — это искусство, следуя совету моего учителя Кристиана Диора и незабываемому уроку Мадемуазель Шанель — творил для своей эпохи и старался предугадать, что будет завтра».

 

И предугадал, не правда ли?

 

Вы помните, что на своём пути Коко Шанель (подробнее по ссылке) выпустила собственные духи, так и Ив Сен-Лоран не остался в стороне.

В 1964 году был выпущен первый аромат под названием Y. Второй аромат дома Yves Saint Laurent не заставил себя долго ждать, и уже в 1971 году Ив выпустил женские духи под названием Rive Gauche. В том же году Сен-Лоран снялся стиле «ню» в рекламной кампании своего мужского одеколона Homme.

В 1972 году Берже и Сен-Лоран за 1,1 миллиона долларов выкупили свою линию одежды у компании Squibb, которая стала владельцем группы Lanvin-Charles of the Ritz и сохранила за собой парфюмерный бренд YSL.

 

«Даже самому изысканному наряду необходима хотя бы капелька духов. Только они придадут ему законченность и совершенство, а вам добавят шарма и обаяния».

В 1966 году была запущена линия прет-а-порте под названием Yves Saint Laurent Rive Gauche. В том же году, вдохновлённый возникшей тенденцией к андрогинной моде, Сен-Лоран разработал женскую коллекцию в мужском стиле, а также создал первый смокинг для женщин Le Smoking. Через год он представил знаковую куртку-сафари. Сен-Лоран был первым дизайнером, который использовал африканских и азиатских моделей в своих дефиле.

C 1973 года Дом начал использовать новый годовой цикл показов: два  — от кутюр (в январе и июле) и два — прет-а-порте (в апреле и октябре). Берже начал активно распространять лицензии Yves Saint Laurent на всё — от солнцезащитных очков до пляжных полотенец и ручек. В 1977 году Дом выпустил женские духи Opium со слоганом: «Опиум — для тех, кто пристрастился к Yves Saint Laurent». Несмотря на протесты из-за названия и рекламной кампании, духи получили большой успех.

 

«В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не Я».

 

Через 15 лет Ив Сен-Лоран получил Международную премию Американского совета модельеров. А уже в 1983 году стал первым модельером, которому была посвящена прижизненная ретроспективная выставка в нью-йоркском музее Метрополитен — «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества».

 

«Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь чёрный свитер, чёрную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит».

 

Примерно с конца 1980-х годов модельер начал всё больше болеть, лечился от алкогольной и наркотической зависимости. В 1992 году его компаньон, Пьер Берже, заявил о «конце высокой моды», на протяжении всех 1990-х годов их модный Дом преследовали финансовые трудности.

В 1998 году выпуск женских коллекций Берже поручил молодому модельеру Альберу Эльбазу. Тогда же, в 1998—1999 годах, Американский совет модельеров отметил его деятельность Премией Джофри Бина за пожизненные заслуги. Спустя три года Ив Сен-Лоран окончательно отошёл от дел.

 

«С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».

 

Незадолго до своей смерти Ив Сен-Лоран заключил однополый союз с Пьером Берже, своим давним партнёром в жизни и бизнесе. Скончался Ив Сен-Лоран 1 июня 2008 года в возрасте 71 года в своём парижском доме.

 

«В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов — пришлось говорить, что это всё ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами».

 

По просьбе президента Франции Николя Саркози, похороны, назначенные на 6 июня, были перенесены на день раньше. Прощание с модельером прошло 5 июня 2008 года в Париже, на улице Сент-Оноре в районе церкви св. Роха, где на полдня было перекрыто движение.

Тело Сен-Лорана кремировали, а прах развеяли в парке Мажорель в Марракеше, которым Сен-Лоран владел совместно с Берже.

 

«Я участвовал в преобразовании моей эпохи. Я делал это посредством одежды, что, конечно же, не так значимо, как музыка, архитектура, живопись… Но это стоило того, и Я делал это».

Модельер говорил: «Я всегда верил, что стиль важнее моды. Так мало людей, которые создают свой стиль, и как много тех, кто делает моду». И эта фраза однозначно подходит для описания нынешней ситуации в мире Моды.

 

Редакция LQ рекомендует Вам посмотреть фильмы о жизни Ив Сен-Лорана: «Ив Сен-Лоран» (2014 год); «Сен-Лоран. Стиль — это Я» (2014 год); и добавить пару книг в свою библиотеку: «Ив Сен-Лоран. О себе» (1989 год); «Мой Ив Сен Лоран» (2011 год)

 

«… В своей работе модельера я всегда стремлюсь к чистоте линий Матисса, а в одежде это очень сложно. Живопись я открыл для себя ещё в Оране. Я никогда не учился рисовать и знаю, что рисую неважно, просто Я выразителен. Хотя мне хотелось бы быть и художником. Очень люблю Матисса, люблю его яркие тона, чёткую линию. Его серия „Марокканки“ великолепна. Но люблю Я и других художников: огромные, как океан, платья Веласкеса, торжественность белизны у Мане, как белизна платья в его картинах „Балкон“ и „Портрет Берты Моризо“……» — (Ив Сен-Лоран, «О себе»)

 

Ирина Перова